Перейти на главную страницу >>>

 

ПРОТИВ «ГЕБЕНА» и «БРЕСЛАУ»

Боевые действия на Чёрном море в 1914 -1916 г .г.

Главным противником России на Черном море была Турция. Русский Черноморский флот перед войной имел бесспорное преиму­щество перед турецким, насчитывая в своем составе 7 линейных ко­раблей додредноутного типа, 3 крейсера, 14 эскадренных минонос­цев, 4 миноносца и другие корабли ( Линейные корабли «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеимон», «Три святителя», «Ростислав», «Георгий Победоносец», «Синоп», крейсера «Память Меркурия», «Кагул», «Алмаз») . Но в конце августа 1914 г . в состав турецкого флота вошли германский линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау», что сразу изменило соотношение сил в пользу противника. Эсминцев в русском флоте было больше, чем в турецком, но это были угольные миноносцы с малым районом плавания, использование которых вдали от своих берегов представ­ляло большие трудности. Правда, в начале войны Черноморский флот получил четыре новых эсминца-«новика»: «Безпокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пронзительный», тактико-технические характеристики которых позволяли им с успехом действовать у побережья Турции. Новые же линейные корабли на флот должны были поступить только в 1915 г .

Главной задачей Черноморского флота (командующий адмирал А. А. Эбергард) на кампанию 1914 г . была оборона своего побережья. Наряду с этим флот предпринимал и активные действия у враже­ских берегов, прежде всего в районе пролива Босфор.

Военные действия на Черном море начались 29 октября 1914 г . нападением германо-турецкой эскадры на военно-морские базы Чер­номорского флота. Подвергнув сильному артиллерийскому обстрелу из тяжелых орудий Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск, противник желаемого результата не достиг. Ему удалось потопить лишь два устаревших корабля — канонерскую лодку «Донец» в Одессе и минный заградитель «Прут», находившийся в море. В кам­пании 1914 г . ни одной из сторон на Черноморском театре не удалось достичь намеченных целей и добиться сколько-нибудь значительных результатов 1 . Бой русской эскадры, в состав которой входили старые линейные корабли, с «Гебеном» и «Бреслау» 18 ноября 1914 г . у мыса Сарыч не изменил соотношения морских сил к началу 1915 г .

В 1915 г . основная борьба развернулась на русско-германском фронте. Кавказский фронт для России по-прежнему оставался второ­степенным. В связи с тем, что предположения о высадке десанта на Черноморское побережье России не оправдались, 17 января Ставка поставила Черноморскому флоту задачи на 1915 г .: не допустить высадки десанта в районе юго-восточной Анатолии, воспрепятство­вать перевозкам по снабжению Анатолийской армии, заставить про­тивника искать боя. При этом во избежание столкновения с «Гебеном» следовало не допускать разделения главных сил флота.

В ходе кампании 1915 г . в составе флотов воюющих сторон про­изошли существенные изменения. Противник перебросил на Черное море из Средиземного пять подводных лодок. Русский Черноморский флот усилился за счет вступления в строй линейных кораблей «Импе­ратрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», пяти эсминцев-«новиков», десяти подводных лодок и двух гидроавиатранспортов.

Обеспечение перехода летом 1915 г . из Николаева в Севастополь новых кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», а также их ходовых испытаний и боевой подготовки было важной задачей, которую решил Черноморский флот. Для осуществления перехода из Николаева в Одессу, а затем в Севасто­поль линкора «Императрица Мария», вступившего в строй 6 июля 1915 г ., командование Черноморского флота привлекло разнородные силы. Операция началась 8 июля блокированием пролива Босфор подводными лодками с целью не допустить выхода в Черное море в этот момент кораблей германо-турецкого флота. Лодки находились на позиции до 14 июля. Для непосредственного охранения линейно­го корабля на переходе морем выделялись крейсер «Память Мер­курия», гидроавиатранспорт «Александр I», восемь эскадренных ми­ноносцев и посыльное судно «Летчик», которые 9 июля вышли из Севастополя в Одессу. Кроме этого, проведение операции обеспечивал отряд корабельного прикрытия, в который входили пять линейных кораблей, крейсера «Кагул» и «Алмаз» и три эскадренных миноносца. Отряд вышел из Севастополя 12 июля и занял позицию южнее курса следования нового корабля с охранением, прикрыв их с Босфорского направления. В этот же день линкор «Императрица Мария» вышел из Одессы и 13 июля благополучно прибыл в Севастополь. Против­ник не оказывал противодействия переходу линейного корабля.

26—28 августа 1915 г . корабль «Императрица Мария» провел практические стрельбы главным калибром. В охранении находились три крейсера и восемь эскадренных миноносцев. За два дня до при­ведения стрельб 12 эскадренных миноносцев провели активный поиск подводных лодок в районе боевой подготовки у берегов Крыма. С вступлением в строй новых линейных кораблей 1-я и 2-я бригады линейных кораблей и бригада крейсеров были разделены на три тактические маневренные группы: первая — в составе лин­кора «Императрица Мария» и крейсера «Кагул», вторая — в составё линкора «Императрица Екатерина Великая» и крейсера «Память Меркурия», третья — в составе трех старых линкоров «Евстафий». «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон». Последняя группа считалась резервной и при выходе в море ее предполагалось усилить линкорами «Три Святителя» и «Ростислав», а также крейсером «Алмаз». Манев­ренным группам в качестве охранения придавались эскадренные ми­ноносцы, число которых не было постоянным. Каждая маневренная группа по калибру и количеству артиллерии превосходила вооруже­ние «Гебена» и «Бреслау» и могла с ними вести успешный бой.

При такой организации сил можно было обеспечить смену групп в море и у берегов противника, чтобы держать в непрерывном на­пряжении германо-турецкий флот. Но. линкоры «Императрица Ма­рия» и «Императрица Екатерина Великая» уступали «Гебену» в ско­рости, и поэтому не могли по своему усмотрению занимать позицию боя. «Гебен», пользуясь своим преимуществом в скорости, при встрече с новыми русскими линкорами уклонялся от решительного боя, не рискуя попадать под огонь их более мощной артиллерии. Значи­тельное изменение соотношения сил на Черном море в пользу рус­ского флота позволило перейти к более активным действиям на мор- скйх коммуникациях противника, которые к концу кампаний 1915 г . стали перерастать фактически в морскую блокаду Босфора.

Директивой от 9 сентября Ставка потребовала всеми мерами препятствовать Турции подвозить уголь в Босфорский район из Зунгулдака, так как от решения этой задачи существенно зависел ее военно-экономический потенциал. В связи с активными действиями русского флота с августа 1915 г . турки начали транспортировать топливо на малых судах, которые могли своевременно укрыться в бухтах и устьях рек. Время пребывания кораблей на турецких морских путях сообщения потребовалось увеличить, поэтому для участия в операциях по срыву перевозок были привлечены все эскадренный миноносцы, включая угольные, и старые линейные ко­рабли. На случай появления германо-турецкого флота следовало соз­дать сильное прикрытие. Именно эта идея и была заложена в «Плане операции № 19». В соответствии с ним силы 2-й бригады линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеимон») в сопровождении эскадренных миноносцев должны были в течение двух дней нанести несколько ударов по Зунгулдаку и об­стрелять береговые объекты. Одновременно наносился удар с воздуха гидросамолетами, базировавшимися на гидроавиатранспортах. Для обеспечения действий этой группы разнородных сил выделяйся отряд прикрытия в составе линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул» и эскадренных миноносцев. Район развертывания отряда прикрытия ограничивался с юга 43-й параллелью и с востока линией Босфор—Херсонесский маяк. Одновременно линкор «Императрица Мария» должен был провести практические стрельбы главным ка­либром, а часть эскадренных миноносцев из его охранения — ак­тивные действия на морских коммуникациях у входа в Босфор.

Но выполнение операции несколько задержалось в связи с обна­ружением у берегов Крыма германских подводных лодок, для борьбы с которыми пришлось отвлечь большую часть эскадренных мино­носцев.

В самом конце сентября 1915 г . командование флота решило нанести удар по береговым объектам в Угольном районе. 30 сен­тября из Севастополя вышли 2-я бригада линейных кораблей, крей­сера «Память Меркурия», «Алмаз» и семь эскадренных миноносцев. Авиация в операции не участвовала, так как для охранения гидроавиатранспортов не хватало эсминцев. Прикрытие ударной группы осуществляли линкор «Императрица Мария» в охранении крейсера «Кагул» и пяти эскадренных миноносцев, часть из которых несла дозор у пролива Босфор с целью его блокирования. Благодаря надеж­ному прикрытию корабли ударной группы можно было разделить на отряды, которые одновременно наносили артиллерийские удары в различных пунктах побережья. При выполнении боевой задачи корабли подверглись атаке германской подводной лодки, но, умело уклонившись, избежали попадания торпед. 2 октября 1915 г . все корабли благополучно возвратились в Севастополь Ч

В результате проведения операции № 19 было выпущено 1200 снарядов по Зунгулдаку, Эрегли, Козлу и Килимли, серьезно разру­шены портовые сооружения. Выходы линкора «Императрица Мария» в море показали, что корабль еще не вполне готов к решению само­стоятельных боевых задач. Поэтому командование флота решило использовать его и в дальнейшем для прикрытия 2-й бригады линей­ных кораблей при проведении аналогичных операций.

В октябре 1915 г . на стороне Германии вступила в войну Бол­гария, что существенно изменило обстановку на Черноморском те­атре. Флот Болгарии не представлял серьезной угрозы, но порты страны стали использоваться для базирования германо-турецкого флота. Русский Черноморский флот был поставлен перед необходи­мостью расширения своей оперативной зоны и проведения активных действий по поиску и уничтожению германских подводных лодок у берегов Болгарии.

20—22 октября Черноморский флот провел первую боевую операцию по обстрелу болгарских береговых объектов, в том числе портовых сооружений Варны и Евксинограда. В операции участвовали 2-я бригада линейных кораблей, крейсера «Память Меркурия», «Кагул» и десять эскадренных миноносцев. Линейный корабль «Императрица Мария» в охранении крейсера «Алмаз» и несколько эскадренных миноносцев прикрывали ударную группу с моря. В качестве мореходных тральщиков к операции привлекались минные заградители «Георгий», «Ксения» и «Константин», а также тральщик «Россия» (бывш. транспорт). Но из-за отсутствия точных разведывательных данных о береговых объектах, подвергавшихся обстрелу, операция не принесла ощутимых результатов. Обстрел Варны решено было повторить с привлечением авиации.

Операция началась 25 октября 1915 г . В дополнение к ранее участвовавшим силам штаб флота выделил гидроавиатранспорт «Николай I» и четыре эскадренных миноносца. Удар по береговым объектам Варны наносился разнородными силами с эшелонированием по времени. Выйдя в назначенную точку, гидроавиатранспорт «Ни­колай I» спустил гидросамолеты на воду, которые и нанесли бом­бовый удар по береговым объектам и портовым сооружениям. Затем корабли 2-й бригады линкоров легли на боевой курс и начали артил­лерийский обстрел Варны. В это время две германские подводные лодки вышли из Евксинограда и пытались атаковать концевой ко­рабль бригады «Пантелеймон». Но лодки были своевременно обнару­жены и обстреляны противоминной артиллерией. При этом одна из лодок не смогли выйти в атаку, а другая выпустила лишь одну тор­педу, которая прошла мимо кораблей.

Операция завершилась успешно. Важную роль сыграло сильное корабельное прикрытие, которое осуществлялось линейным кораб­лем «Императрица Мария» в охранении эскадренных миноносцев.

В ноябре 1915 г . линейный корабль «Императрица Мария» дважды выходил в море для прикрытия кораблей, действовавших в Угольном районе на коммуникациях врага. В этих операциях принимали уча­стие все эскадренные миноносцы, включая относительно тихоходные «угольщики» из 3, 4 и 5-го дивизионов , ( В операциях 1—2 ноября 1915 г . участвовали эсминцы «Счастливый», «Прон­зительный», «Беспокойный», «Гневный», «Капитан Сакен», «Лейтенант Задарен­ный», 24—26 ноября —«;Дерзкий», «Гневный, «Беспокойный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Капитан Сакен», «Лейтенант Шестаков», «Лейтенант Зацаренный»),

Линкор «Императрица Екатерина Великая» 24—26 декабря участ­вовал в походе к побережью Болгарии. Тактика его боевого исполь­зования не отличалась от тактики использования линкора «Импера­трица Мария» в аналогичных операциях.

В ходе кампании 1915 г . подорвался на мине легкий крейсер «Бреслау» (Ремонт его закончился только в феврале 1916 г .) и погиб ряд турецких кораблей. Благодаря действиям маневренных групп Черноморского флота с участием новых линкоров германский линейный крейсер «Гебен» был практически обезврежен. Эффективность операций на морских коммуникациях противника была настолько высокой, что Константинополь начал испытывать острый топливный кризис.

В начале 1916 г ., когда перспективы развития наступления русских войск на Кавказе еще не выяснились, главной задачей Черноморского флота оставалась блокада Угольного района. Но после успешного наступления на Эрзерум и Трапезунд директивой Ставки от 4 июня 1916 г . были поставлены новые задачи, а именно: поддержи­вать господство на море, блокируя выход судов противника из Босфора, содействовать Приморскому отряду Кавказской армии, препятствовать снабжению противника углем из Угольного района.

Новая кампания началась с активных действий маневренных групп на морских путях сообщения германо-турецкого флота. С 31 декабря 1915 г . по 9 февраля 1916 г . маневренные группы вы­ходили в море 6 раз и находились там в течение 23 суток 1 .

4 января 1916 г . вторая маневренная группа в составе линкора «Императрица Екатерина Великая», крейсера «Память Меркурия» и четырех зсминцев-«новиков» (Эсминцы «Дерзкий», «Гневный» находились в охранении линкора, а «Быстрый» и «Поспешный» назначались для действий непосредственно на коммуникациях противника) вышла из Севастополя на смену первой маневренной группе, возвращавшейся из района Зунгулдака. Начальник второй группы, получив от них сообщение о нахо­дящемся в Зунгулдаке турецком пароходе, выслал вперед эскадренные миноносцы «Быстрый» и «Поспешный». 5 января в 5 ч 40 мин эсминцы обнаружили силуэты четырех кораблей и вышли на них в торпедную атаку. Эскадренный миноносец «Быстрый» произвел торпедный залп всем бортом, но цель своевременно отвернула, и все торпеды прошли мимо. Целью оказался линейный корабль «Императрица Екатерина Ве­ликая». Только случайность спасла от гибели новейший русский лин­кор. Как показало расследование, причиной неожиданной встречи двух групп явилась грубая навигационная ошибка. Однако это представля­ется маловероятным, так как ошибка в счислении пути кораблей за столь малый промежуток времени между обсервациями не может дать такую большую невязку. Этот факт ждет своего исторического расследования.

8 января эскадренные миноносцы «Пронзительный» и «Лейтенант Шестаков» осуществляли блокаду Зунгулдака. В 3 ч 10 мин эсминец «Пронзительный» вышел в торпедную атаку на транспорт «Кармен», следовавший из Босфора в Зунгулдак, и потопил его. Из допроса подобранных турецких матросов выяснилось, что для сопровождения парохода «Кармен» в море вышел линейный крейсер «Гебен». Русские эсминцы повернули в море и приступили к поиску германского крей­сера. В 8 ч 10 мин они обнаружили «Гебен» и по радио навели на него вторую маневренную группу. В 9 ч 44 мин линкор «Императрица Екатерина Великая» открыл по «Гебену» огонь главным калибром с дистанции 125 каб и со второго залпа добился нескольких накрытий. Стрельба корректировалась по радио с эсминца «Лейтенант Шеста­ков», который занимал выгодную позицию и отчетливо наблюдал всплески от падения снарядов. Во время пристрелки и стрельбы на поражение применялись снаряды, дававшие окрашенный всплеск, что существенно облегчало корректировку стрельбы . Один из снарядов, попав в носовую часть линейного крейсера «Гебен», вызвал пожар. Воспользовавшись преимуществом в скорости «Гебен» увели­чил ход и через 21 минуту вышел из зоны обстрела. Начальник второй маневренной группы отказался от преследования германского ли­нейного крейсера из-за большого расхода топлива, и 9 января в 11 ч группа возвратилась в Севастополь. На второй день после боя коман­дующий германо-турецким флотом на Черном море доложил верхов­ному командованию вооруженными силами Турции о невозможности доставки угля морским путем.

Однако перевозки угля из Зунгулдака в Босфор морским путем продолжались. 1 февраля 1916 г . русским эсминцем был обнаружен в Зунгулдаке турецкий пароход. Командование флота решило нанести по порту одновременный удар с моря и с воздуха. 5 февраля первая маневренная группа в составе линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эскадренных миноносцев «Заветный» и «Завидный», а также гидроавиатранспортов «Александр 1» и «Николай I», имевших на борту 14 гидросамолетов, вышли в море. Утром 6 февраля гидроавиатранспорты, следовавшие отдельно от маневренной группы, встретились в море с эскадренными миноносцами «Поспешный» и «Громкий». Под прикрытием кораблей первой маневренной группы, находившихся в 30—40 милях, гидроавиатранспорты и эсминцы в 10 ч 15 мин того же дня прибыли в точку тактического развертыва­ния в 15—18 милях к северу от Зунгулдака. Гидроавиатранспорты спустили на воду самолеты, которые начали бомбардировку гавани. Хотя действия летчиков затрудняла низкая облачность, были потоп­лены угольный транспорт «Ирмингард» водоизмещением 7000 т и несколько парусных угольных судов, разрушены железнодорожные и портовые сооружения. Эсминцем «Гневный» был уничтожен ту­рецкий пароход у о. Кафкен.

В этой операции германское командование решило не рисковать линейным крейсером «Гебен», а использовать подводные лодки. Русским кораблям попыталась препятствовать германская подвод­ная лодка UB -7, но она была своевременно обнаружена одним из гидросамолетов. После артиллерийского обстрела и попадания ны­ряющего снаряда в перископ она больше не обнаруживалась.

Крупнейшей десантной операцией в кампании 1916 г . явилась перевозка пластунских бригад в апреле из Новороссийска в район Ризе на побережье Лазистана. В ней участвовали 36 специально оборудованных транспортов, отряд охранения конвоя (3 новых и все угольные эсминцы, крейсера «Прут» («Прут» — бывший турецкий корабль «Меджидие», затонувший в апреле 1915 г . у Одессы; был поднят, восстановлен и в октябре 1915 г , введен в со­став русского Черноморского флота.) и «Алмаз», гидроавиатранс­порты «Александр I» и «Николай I» и отряд прикрытия (линкоры «Императрица Екатерина Великая», «Императрица Мария», крей­сер «Память Меркурия» и «Кагул», шесть новых эскадренных мино­носцев). Руководил всей операцией командующий флотом (он дер­жал свой флаг на линкоре «Императрица Мария»). Командиром сил охранения был назначен начальник минной бригады, а перевозка и высадка войск возлагалась на командира транспортной флоти­лии.

3 апреля, когда в Новороссийске были закончены все приготовления для посадки войск на транспорты, крейсер «Бреслау» обстре­лял позиции русских войск в районе посадки. В море направились «Императрица Екатерина Великая», «Кагул» и три эскадренных миноносца. Обнаружив крейсер «Бреслау» утром 4 апреля, линкор открыл артиллерийский огонь по нему с дистанции 92 каб. Германс­кий крейсер сразу же отошел в район Босфора.

Утром 5 апреля из Новороссийска вышел конвой. Одновременно из Севастополя для усиления корабельного прикрытия вышел лин­кор «Императрица Мария» в охранении трех эскадренных минонос­цев. Отряд прикрытия занял позицию между меридианом 40° и мы­сом Иерос и обеспечил высадку. Десант на побережье Лазистана пред­ставлял собой классический пример проведения крупной десантной операции, которая отличалась высокой организацией скрытного перехода корблей охранения и десанта морем и высадки его на бе­рег. ( Всего было перевезено около 1800 человек, более 4300 лошадей, 1400 повозок и кухонь, 26 орудий, 70 пулеметов, 8 автомашин и другие грузы.)

Для поддержки с моря 5-го Кавказского корпуса в июне 1916 г . в Батум были переброшены 2-я бригада линкоров, крейсера «Память Меркурия» и «Алмаз», 5-й дивизион эскадренных миноносцев. При­казом командующего флотом № 118 от 27 июня 1916 г . общее коман­дование всеми морскими силами в юго-восточной части Черного моря возлагалось на начальника 2-й бригады линейных кораблей, который подчинялся непосредственно командующему флотом 2 . В связи с этим все функции по прикрытию действий флота и западной части Чер­ного моря целиком легли на новые линейные корабли и эскадренные миноносцы.

В июле 1916 г . адмирал А. А. Эбергард был сменен на посту ко­мандующего Черноморским флотом вице-адмиралом А. В. Колчаком. Одновременно были также заменены начальник штаба флота, флаг- капитан по оперативной части, главный командир Севастопольского порта и многие другие должностные лица.

Для поддержки наступления турецких войск в районе Трапезунда в 1916 г . германо-турецкое морское командование направило в восточную часть Черного моря крейсера «Гебен» и «Бреслау». Сооб­щение об этом поступило в штаб флота около 20 ч 1 июля. Оператив­ная часть Черноморского флота высказала предположение, что дей­ствия германских крейсеров носят демонстративный характер и рас­считаны на то, чтобы заставить выйти из Севастополя новые русские линкоры и заманить их на минное поле, скрытно выставленное гер­манскими подводными лодками . Поэтому развертывание сил рус­ского флота для защиты побережья в районе действия германских крейсеров задержалось на несколько суток. И лишь 4 июля, когда германские крейсера уже действовали в районе Туапсе—Сочи, потопили ряд торговых судов и обстреляли побережье, из Севасто­поля вышла первая маневренная группа в составе линкора «Импера­трица Мария» и трех эскадренных миноносцев. Их охраняли сторо­жевые катера, эсминцы и гидросамолеты. Во время движения группы по южному фарватеру линкор «Императрица Мария» пыталась ата­ковать германская подводная лодка UB -14, но атака была сорвана благодаря действиям катеров и гидросамолетов. Выйдя в открытое море, корабли легли на курс сближения со 2-й бригадой линкоров, которая шла из Батума. Эскадренные миноносцы, образовав дозор­ную линию протяженностью 80 миль , заняли позицию в 20 милях впереди линкора «Императрица Мария» Но затем первая маневрен­ная группа получила приказание следовать к Босфору. 5 июля из Севастополя вышла вторая маневренная группа в составе линкора «Императрица Екатерина Великая» под флагом командующего фло­том и эскадренных миноносцев «Счастливый» и «Беспокойный» для соединения с первой группой. Встреча произошла 6 июля в юго-западной части Черного моря.

Командир «Гебена», получив сведения от подводной лодки U -38 о выходе 2-й бригады линейных кораблей из Батума, направил «Бреслау» для уничтожения судов в районе Одесса—Севастополь, а сам направился к Босфору. К вечеру 6 июля первая и вторая ма­невренные группы заняли позиции соответственно к востоку и за­паду от линии Босфор—Херсонес. Получив сведения из Константи­нополя о нахождении русских кораблей в этом районе, «Гебен» обошел опасный район севернее и в тот же день вошел в Босфор со стороны болгарского побережья. На следующий день 7 июля никем не обнаруженный скрылся в Босфоре и «Бреслау». Маневренным группам пришлось вернуться в Севастополь.

Последний в 1916 г . выход легкого крейсера «Бреслау» из Бос­фора в Черное море состоялся 21 июля с целью постановки минного заграждения в районе Новороссийска. Сведения об этом поступили в штаб флота в 20 ч того же дня. Первая маневренная группа находи­лась в Севастополе в десятичасовой готовности к выходу. Однако лишь на следующий день в 8 ч 30 мин линкор «Императрица Мария» под флагом командующего флотом, крейсер «Кагул» и пять эскадрен­ных миноносцев вышли в море. При выходе корабли пыталась атако­вать германская подводная лодка UB -7, заранее развернутая в районе Севастополя для обеспечения действий «Бреслау», но была зафикси­рована гидросамолетом, который сбросил на нее бомбы. В 13 ч 30 мин «Бреслау» был обнаружен эсминцем «Счастливый», который шел в линии дозора из пяти эскадренных миноносцев впереди линкора «Императрица Мария». Командующий флотом приказал четырем эсминцам охватить «Бреслау» с двух сторон и атаковать его. В 14 ч 15 мин дистанция до «Бреслау» сократилась до 114 каб, что позво­лило линкору открыть огонь из орудий главного калибра. Когда «Бреслау» был взят в вилку, на крейсере поставили дымовую завесу. После ее рассеивания линкор открыл стрельбу с дистанции 95 каб. Так повторялось несколько раз. Один из снарядов, разорвавшийся в 10 м от «Бреслау», причинил ему незначительные повреждения. Крейсер поставил восемь мин и вновь закрылся дымовой завесой. Преследование германского крейсера продолжалось до наступления темноты. Линкор «Императрица Мария» старался прижать крейсер к турецкому берегу, чтобы в выгодный момент отдать приказание о торпедной атаке, но «Бреслау» помогла случайность. Налетевший шквал с дождем настолько ухудшил видимость, что эсминцы, шедшие впереди «Бреслау», потеряли крейсер. Воспользовавшись этим, он, следуя вдоль берега, 23 июля скрылся в Босфоре.

После вступления в войну Румынии на стороне Антанты 27 ав­густа 1916 г . в боевой деятельности Черноморского флота появилось еще одно оперативное направление. Наряду с прежними задачами ему предписывалось прикрывать побережье Румынии и содейство­вать румынским войскам; обращалось внимание на усиление деятель­ности германских подводных лодок и борьбу с ними.

Во второй половине 1916 г . линейные корабли «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» в составе маневренных групп обеспечивали прикрытие действий сил флота, так как выстав­ленное у Босфора минное заграждение не исключало полностью воз­можности прорыва германских крейсеров в Черное море.

Румынский порт Констанца Черноморский флот начал исполь­зовать в качестве маневренной базы. Для его защиты с моря 28 ав­густа было выставлено минное заграждение. Минную постановку прикрывали линкоры «Императрица Мария» и «Императрица Ека­терина Великая». 19 сентября линкор «Императрица Екатерина Ве­ликая» осуществлял прикрытие перевозки войск из Одессы в Кон­станцу. С 21 по 24 октября 1916 г . он непрерывно находился в море с двумя эскадренными миноносцами для обеспечения перевозки из Керчи в Николаев турбин линейного корабля «Император Алек­сандр III», доставленных из Англии морем в Архангельск и внутрен­ними водными путями в Азовское море, постановки минного заграж­дения у Босфора и одновременно прикрытия перехода румынских пароходов в Севастополь и перевозки войск из Одессы в Констанцу. Всего во второй половине 1916 г . группы прикрытия выделялись 13 раз, а линейные корабли выходили в море 24 раза.

 

Из книги: Цветков И.Ф. Линкор «Октябрьская революция».-

Л.: Судостроение, 1983.

 

 

 

 

 

 

SpyLOG Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz